Как появилось метро (и что будет в будущем)
Бурный рост городов в середине 19 века привел к появлению по-настоящему революционного транспорта — метро
И сейчас метро опять на пороге революции. На этот раз беспилотной, хотя в некоторых странах поезда без машинистов давно уже не являются экзотикой.
Метро с дымом
Первая «подземка» или underground, как первоначально назывался метрополитен, появилась в Лондоне в 1863 году — торжественное открытие состоялось 10 января. Узкие улицы старой части города и плотная застройка банально не позволяли увеличить пассажиропоток и уж тем более не позволяли прокладывать железные дороги. А на конках — вагонах, запряженных лошадьми — много пассажиров сложно было перевезти при всем желании.
Поэтому лондонская компания Metropolitain Railways решила проложить рельсы не по земле, а под землей. Причем англичане сначала спустили под землю... паровозы. Так что поездка по первой лондонской подземке была тем ещё испытанием. Ведь дым из тоннелей не выводился — систему вентиляции сделали позже — и нередко пассажиры после поездки выглядели как трубочисты. Про машинистов и говорить нечего.
Положение существенно улучшилось, когда в 1890 году были запущены электрифицированные поезда. Примеру британцев вскоре последовали и другие страны: в 1896 году появился будапештский метрополитен — первый в континентальной Европе. Через год открылась первая американская линия метро в Бостоне, через три года в Париже и в 1902 году — в Берлине. В 1904 году, бывшее до этого наземным, метро ушло под землю в Нью-Йорке, и в скором времени нью-йоркский subway стал крупнейшим в мире. В 1927 году метро появилось в Токио и до сегодняшнего дня остается одним из самых загруженных.
Электропоезд серии А - прадедушка всех отечественных метропоездов. Ветеран и сейчас на ходу и хоть завтра готов выйти на линию.
А в 1935 году открылся московский метрополитен имени Лазаря Кагановича, который инициировал его строительство и лично курировал, отвечая перед партией и народом за эту стройку века. 15 мая 1935 года рабочий завода «Красный пролетарий» Пётр Латышев купил на станции «Сокольники» билет на метро и стал первым пассажиром московского метрополитена. Самое интересное, что подвижной состав был полностью отечественным. Несмотря на ряд технических сложностей и новизну, Мытищинский вагоностроительный завод разработал электропоезда серии А, которые эксплуатировались сорок лет, вплоть до 1975 года. Более того, их преемники до сих пор трудятся в метрополитенах многих стран мира, отличаясь простотой, надежностью и долговечностью.
Метро будущего
Нагрузка на подвижной состав метрополитена очень высокая. Например, поезда московского метро ежедневно перевозят около 7 миллионов пассажиров, парижского — 4,5 млн., лондонского — 3,75 млн. Но эти цифры меркнут на фоне пекинского метрополитена — 10 млн. пассажиров и токийского — 9,9 млн.
В метрополитене Монреаля не услышать знакомый перестук колес по рельсам. По причине того, что рельсы там отсутствуют, а поезда на шинном ходу.
Однако лидером скоро должно стать метро в Шанхае, которое открылось только в 1994 году. Уже сейчас оно на первом месте по протяженности линий, а к 2020 году шанхайский метрополитен будет иметь почти полтысячи (!) станций. Впрочем, на фоне колоссального роста китайской экономики такой размах уже давно никого не удивляет — в Поднебесной возможны и не такие чудеса.
Вот так в поездах дубайского метро выглядит кабина машиниста, которого там... нет! Зато получилась хорошая смотровая площадка.
Ну а самым современным на сегодняшний день является метро в Дубае, которое открылось в 2009 году. Ведь там составы полностью автоматизированы — традиционная кабина машиниста используется как смотровая площадка. Хотя в экстренных случаях управление поездом может осуществляться в ручном режиме со специальной панели. Но пока что особой надобности в этом не возникало, так как пассажиропоток в Дубайском метрополитене едва превышает 100 млн. пассажиров в год. Также работники дубайского метро банально не сталкивались с таким наплывом пассажиров, как, например, в токийском метро, где их приходится утрамбовывать в вагоны. В дубайском метро исключается и падение пассажиров на рельсы, что нередко происходит в метрополитенах других стран, так как платформа отделена от путей специальной стеной с раздвижными дверями.
Большая часть чикагского метрополитена либо наземная, либо надземная. Под землей проложены только 20 километров путей.
Нужны новые линии
Несмотря на все плюсы автоматизации, в ряде метрополитенов беспилотные поезда появятся ещё не скоро. Ведь метрополитен Дубая изначально строился с расчетом на определенный пассажиропоток и ряд других особенностей, что позволило создать соответствующую инфраструктуру, которая совершенно точно не может быть применима к целому ряду метрополитенов, построенных в 20 веке. Например, к парижскому или нью-йоркскому, да и московскому тоже. То есть, беспилотные поезда, конечно, можно пустить по уже существующим линиям, вот только станции мало будут соответствовать новым требованиям. Например, совершенно непонятно, как автоматизированная система сможет обслуживать Кольцевую линию московского метро в час-пик. А в Токио или Пекине она точно сойдет с ума. Разумеется, со временем большинство проблем будет решено, но, скорее всего, беспилотные поезда в первую очередь появятся на будущих линиях метро, которые будут создаваться с учетом всех реалий наступившей беспилотной эры. Можно не сомневаться, что и профессия машиниста со временем канет в Лету, но случится это явно не завтра.
Новейший российский электропоезд
Александр Плеханов
Источник: auto.mail.ru