Московские центральные диаметры
Внутри Москвы проходит множество железнодорожных путей. Практически все радиальные направления связаны между собой соединительными ветками, но они не часто используются электричками, в основном по ним следуют поезда дальнего следования и грузовые составы.
Сейчас железные дороги упираются в вокзалы. И пассажирам, чтобы попасть на другое направление, приходится спускаться в метро и ехать на нужный вокзал.
Московские власти совместно с ОАО «РЖД» планируют проложить маршруты для пригородных поездов через центр столицы. Для этого радиальные направления МЖД объединят. Новые маршруты создадут на основе существующих железных дорог. В результате пассажиры смогут попасть с одного конца столицы на другой без пересадок.
Планируется соединить все десять направлений железной дороги. Можно создать от 5 до 15 сквозных маршрутов в зависимости от необходимости и пассажиропотока. Каждый такой диаметр будет работать в режиме Московского центрального кольца (МЦК).
При создании «сквозных» маршрутов пригородных электричек в Москве могут появиться два новых вокзала – на остановочных пунктах Царицыно и Каланчевская.
1 линия: Лобня – Одинцово
Поезда для первого маршрута МЦД
На участке Одинцово – Лобня запустят поезда «Иволга». Это городской электропоезд, полностью спроектированный и собранный в России. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности он соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходит их.
В отличие от традиционных пригородных поездов, «Иволги» будут эксплуатироваться по стандартной городской схеме. Им предстоит обслуживать мощные концентрированные пассажиропотоки при сравнительно небольших дальностях поездки.
Конструкция «Иволги» идеально вписывается в эту схему. В поезде нет тамбуров, зато есть широкие дверные проемы, много поручней и места для прохода пассажиров, а не только для сидения.
Wi-Fi, климат-контроль, плавный ход
Пассажиры поездов «Иволга» смогут бесплатно пользоваться Wi-Fi, а также заряжать телефоны и планшеты. Для этого в вагонах предусмотрены USB-розетки.
Пассажирские салоны оборудованы системами обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха, которые работают в автоматическом режиме.
В каждом поезде установлено по два современных туалетных комплекса, а головные вагоны оснащены креплениями для провоза велосипедов, как в «Ласточках» Московского центрального кольца (МЦК).
Технологии пневмоподвешивания обеспечивают плавный ход, низкий уровень шума и вибрации, а также комфортабельность поездки в любое время года. Кроме этого, поезд «Иволга» полностью адаптирован для маломобильных пассажиров.
Безопасность для пассажиров и машинистов
Поезд не только удобный, но и безопасный. В вагонах работает комплексная система видеонаблюдения, которая фиксирует все, что происходит внутри и снаружи.
В кабине машиниста установлена цифровая система управления поездом, более надежная по сравнению с той, что использовалась в электропоездах раньше.
Она обеспечивает поддержку, сбор и сохранение информации о режимах движения электропоезда (в том числе с удаленным доступом), мониторинг технического состояния состава в режиме реального времени (с возможностью передачи в режиме онлайн).
Чтобы предотвратить скатывание, на «Иволге» установлен автоматический тормоз, способный удержать электропоезд на уклоне до 30%.
Кузова вагонов производятся из стойкой к коррозии стали, поэтому срок эксплуатации поезда составляет 40 лет. В интерьере используются современные пожароустойчивые и безопасные для здоровья пассажиров материалы.
2 линия: Подольск – Нахабино
В стадии проектирования находится соединение Киевского и Смоленского радиусов. В ближайшие два-три месяца будут готовы основные градостроительные проектные решения и техническое задание для соединения двух направлений.
Преимущества:
Электрички МЦД будут ходить с интервалом до шести минут в час пик;
«Иволги» будут ходить по обоим диаметрам. В новых комфортабельных вагонах будут Wi-Fi, розетки для зарядки телефонов и другие сервисы;
Оплата проезда будет организована по примеру МЦК.
Летом 2018 года в собственность компании-перевозчика поступят первые 23 электропоезда для обслуживания линии Одинцово-Лобня. Полностью парк электропоездов будет укомплектован в 2019 году
Технические требования к новым поездам
Они должны развивать максимальную скорость 120 км в час, но при этом быть адаптированы под частые остановки.
Вагоны должны обеспечивать максимальную вместимость пассажиров благодаря продуманной сбалансированностью между числом сидячих и стоячих мест. В вагонах предусматривается планировка сидений по схеме 2+2, что наряду с большим числом мест для сидения, не менее 68 мест на промежуточный вагон, предусматривает большое число стоячих мест.
В новых поездах вход и выход пассажиров на остановках должен осуществляться за 30 секунд, для этого ширина входных дверей должна быть не менее 1250 мм.
Вагоны должны быть оборудованы современной системой климат-контроля, тепловыми завесами у наружных входных дверей, современными аудио и визуальными системами информирования пассажиров.
В поездах должны быть созданы все условия для комфортного проезда маломобильных людей.
В каждом поезде должно быть не менее двух экологически чистых туалетных комплексов.
Сложности реализации проекта
- Застройка будет вестись в плотной городской среде. Однако еще остались незастроенные технические коридоры, поэтому освобождать большое количество участков не придется.
- В городе огромное количество инженерных коммуникаций, которые придется перекладывать.
- Необходимость реконструировать дополнительные путепроводы через железнодорожные пути. На участке от Курского вокзала до станции Каланчевская необходимо будет отремонтировать три путепровода.
- Необходимость скорректировать улично-дорожную сеть и маршруты наземного транспорта.
Цитата
«Москва отличается от других мегаполисов тем, что 70 процентов пассажиров перевозятся рельсовым транспортом. В часы пик люди выбирают электрички, МЦК, метро. Поэтому их развитие - наш приоритет. С вводом центральных диаметров мы разгрузим радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках», – Марат Хуснуллин
Зарубежный опыт
Подобные проекты уже есть в других мировых мегаполисах. Самый яркий пример – Париж. Во французской столице уже несколько десятилетий действует система городских и пригородных железных дорог RER (Réseau Express Régional d'Île-de-France). Это система скоростного общественного транспорта, обслуживающая Париж и пригороды. Она объединяет пригородные наземные железнодорожные линии (отчасти ранее существовавших, отчасти вновь построенных и реконструированных) и новые, возникших в 1960—1990-е годы, подземных линий в границах Парижа.
Всего в RER 257 станций (в том числе 33 в границах Парижа), длина 616,5 км, в том числе 76,5 км (более 40 станций) под землёй.
В год системой пользуется около 780 млн пассажиров или 2,14 млн в день.
В Берлине подобная сеть называется S-Bahn, аналоги есть в Вене, Мумбаи и других крупных городах.
В Москве сеть железных дорог наиболее развита, поэтому эффект от полноценного их использования будет больше.