В Лондоне открывается выставка русского искусства 1917-1932 годов, посвященная 100-летию Октябрьской революции

Главная » Видео-новости » В Лондоне открывается выставка русского искусства 1917-1932 годов, посвященная 100-летию Октябрьской революции

Знаковым событием культурной жизни Великобритании назвали еще не открывшуюся выставку русского революционного искусства в Королевской академии художеств. В основу экспозиции легли две сотни произведений, в том числе, полотна мастеров авангарда, а еще скульптуры, фотографии и плакаты тех лет. Многие из них англичане увидят впервые.

Искусствоведы из Королевской академии художеств поставили перед собой сверхзадачу - воссоздать культовую московскую выставку 1932 года «15 лет советского искусства». Из тысяч работ той, исторической выставки в Лондоне смогли собрать около двухсот. Тут нет проходных картин, почти каждая - шедевр. И каждая - часть истории мирового искусства.

«Поразительно, насколько русский авангард верил в революцию. Насколько художники хотели подчеркнуть ее позитивную энергию! Нас учили, что Октябрь смел творческую интеллигенцию, но нет, она стала двигателем революции», - полагает критик Эди Франкл.

Здесь не только экспонаты из коллекций Русского музея и Третьяковки. Часть картин Александра Дейнеки предоставил художественный музей из Тулы. В Лондоне оказалась еще одна уникальная картина, написанная в 1925 году - это «Восстание» кисти Климента Редько, одного из самых загадочных и, увы, малоизвестных творцов советского авангарда. Это полотно называют «иконой Октябрьской революции», и это не ради красного словца. Редько в юности учился на иконописца.

Все эти годы искусствоведы пытаются разгадать смысл этой работы. Для кого-то это обожествление Ленина как творца, как символа революции, а для кого-то - пророчество о грядущих репрессиях. Уже слишком много здесь кроваво-красного цвета. Говорят, что картину десятилетиями не показывали из-за того, что Сталин по сравнению с Лениным здесь почти не виден.

Еще один певец красного - Кузьма Петров-Водкин. Ему посвящен целый зал. Здесь не только хорошо известная «Фантазия», но и редчайший портрет, который в советские времена выставлялся всего два-три раза: «У гроба Ленина». Петров-Водкин был одним из немногих, кому разрешили делать эскизы во время прощания с вождем революции.

«Англичанин найдет здесь для себя немало интересного, но также узнает многое об искусстве России этого времени и об истории России», - уверена куратор выставки Наталья Мюррей.

Здесь не только живопись, но и лучшие образцы агитплаката и агитфарфора. Советский Палех представлен работой «Пятнадцать лет Красной Армии», а под кинохроникой парадов физкультурников - культовые фотографии Александра Родченко. Картины Казимира Малевича разместили именно так, как в 1932 году пожелал сам художник.

«Должна признаться, мы хотели буквально следовать его плану, но потом испугались: посетители подумают, что мы с ума сошли, вешать картины так высоко», - говорит куратор выставки Анн Дюма.

Чтобы британцы лучше ощутили дух времени и советский быт, в классических интерьерах академии художеств воссоздали комнату рабочего. Такой ее представлял великий конструктивист Эль Лисицкий. Посетителям, правда, объясняют, что в реальной жизни рабочие жили в других условиях.

Взлет советской индустрии - в отрывках документальных фильмов Дзиги Вертова; полет фантазии другого гения русского авангарда - под лепным потолком парит сказочная птица-самолет «Летатлин», крылатое создание Владимира Татлина.

«Почти как птица. Это неудивительно. Татлин изучал эскизы Леонардо да Винчи, его работы о природе полета. Он изучал анатомию птиц», - поясняет Анн Дюма.

Выставка - как уникальный калейдоскоп русского искусства: Марк Шагал, Василий Кандинский и Александр Самохвалов. Его «Девушка в футболке» на международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Это один из самых светлых и лиричных портретов эпохи великих строек и сталинских репрессий.

«Революция» - выставка не для эстетов, а, как выразились организаторы, для людей, желающих понять Россию, продлится до середины апреля.