Бразильцы могут проголосовать в 2026 году за восстановление монархии
Законодательное предложение о проведении в 2026 году общенационального плебисцита по вопросу восстановления монархии в Бразилии в настоящее время рассматривается сенатским комитетом. Предложение рассматривается после онлайн-петиции, собравшей более 30 000 подписей. В 1993 году уже состоялся аналогичный референдум, завершившийся убедительной победой сторонников сохранения республиканского режима.
Портал e-Cidadania, открытый в 2012 году, позволяет бразильцам направлять запросы в Сенат в форме петиций. Если петиция наберет достаточное количество подписей — не менее 20 000 подписей за четыре месяца — предложение будет официально рассмотрено. В 2024 году гражданин Сан-Паулу, использующий псевдоним Илгнер АДЛ, написал предложение изучить возможность восстановления монархии в Бразилии, поскольку «президентская республика оказалась неэффективной, расходуя бюджетные средства, которые можно было бы инвестировать в интересах народа». Эта петиция собрала более 30 000 подписей.
В феврале 2025 года Сенат рассмотрел этот запрос и передал его в Комиссию по правам человека (КПЧ), которая в настоящее время анализирует предложение. Согласно этой гражданской петиции, в системе парламентской монархии «избранная партия будет иметь больше автономии в управлении, без необходимости использовать государственные деньги для получения поддержки». Он считает, что в таких странах, как Испания, Великобритания и Дания, «монархический парламентаризм доказал свою эффективность, уровень коррупции низок, а государственные инвестиции высоки, поскольку партия, избранная народом, имеет больше автономии в управлении в парламентской системе». Следует отметить, что аналогичное предложение граждан, сформулированное в 2017 году, было отклонено в 2019 году Центральным советом по правам человека и, следовательно, не привело к организации выборов.
В 1808 году принц Жуан (впоследствии король Португалии Жуан VI) основал в Бразилии резиденцию Португальской империи, спасаясь от войск Наполеона в Португалии. В 1815 году Венский конгресс создал Соединённое Королевство Португалии, Бразилии и Алгарви. Королева Мария I становится первой королевой Бразилии. Когда её сын Жуан VI взошел на престол, в 1821 году ему пришлось вернуться в Португалию, где он проживал с момента французского вторжения в Бразилию. Затем он назначил своего сына Педру регентом, чтобы тот представлял его в Бразилии. В 1822 году Педру провозгласил независимость Бразилии, став первым императором страны. Его сын, император Педру II, был свергнут в результате государственного переворота в 1889 году. Сегодня две ветви семьи Орлеан-Браганса борются за престол с разной степенью соперничества. Наиболее активным и дружественным к СМИ отделением является отделение Вассураса, нынешним главой которого является принц Бертран, которому 84 года.
Комитет по правам человека (HRC) в настоящее время анализирует предложение граждан, направленное в Сенат, и может реализовать запрос, организовав общенациональный плебисцит в 2026 году. Это будет не первый случай, поскольку аналогичный референдум уже был организован в 1993 году. В то время федеральный депутат Антониу Энрике Биттенкур да Кунья Буэно возглавил масштабную кампанию в СМИ, и, несмотря на возмущение, вызванное предложением, 67 миллионов избирателей, пришедших на избирательные участки, проголосовали против восстановления монархии.
За Республику проголосовали более 44 миллионов бразильцев, что составило 66% голосов. Возвращение монархии привлекло 6,8 млн. бразильцев, или всего 10,2% избирателей, учитывая, что пустые бюллетени получили 10,5% голосов, а более 13% были подсчитаны недействительными бюллетенями. Однако более 25% бразильцев, имеющих право голоса, воздержались от голосования.
Монархический кружок дона Луиша, поддерживающий принца Бертрана Орлеанского-Браганса как потенциального кандидата на титул императора Бразилии, сам высказывается против проведения такого референдума. «Совершенно верно, и в этом нет никаких сомнений, что как закоренелые монархисты мы стремимся к возвращению монархии в нашу страну», — поясняет секретариат этого монархического движения, добавляя: «Однако, сознавая трудности, с которыми сталкивается это начинание, мы ставим себя в невыгодное положение перед лицом этого плебисцита, проведенного так быстро».
Монархический круг считает, что в настоящее время невозможно поставить этот вопрос перед народом ввиду поспешности предложения. 84-летний принц Бертран сменил своего старшего брата на посту главы императорской семьи всего два года назад, и, учитывая его возраст, принц не проявлял особой активности и не афишировал свою деятельность. Его нынешним преемником стал его племянник принц Рафаэль, на которого монархисты возлагают большие надежды из-за его возраста (38 лет), что могло бы вдохнуть свежую струю в его образ руководства императорской семьей. Что касается противоположной ветви, Петрополиса, то члены семьи на самом деле не участвуют в публичной представительской деятельности.
Монархические круги подчеркивают, что препятствия, помешавшие монархистам победить на референдуме 1993 года, актуальны и сегодня. К этим препятствиям в основном относятся: «ограниченные ресурсы монархистов и императорского дома для мнимого распространения идеи на национальном уровне, антимонархическая идеологическая дезинформация, систематически распространяемая прессой и образовательными учреждениями, короткий срок, необходимый для подготовки эффективной информационно-просветительской кампании о том, что такое монархия и что она на самом деле представляла для Бразилии в монархический период, и т. д.. Круг хочет быть реалистом и уже предсказывает поражение монархического дела и опасается, что это может быть последний раз, когда такой референдум организуется. Монархический круг хочет сделать все возможное для восстановления монархии и считает, что в ее нынешнем состоянии такой референдум был бы преждевременным».
Монархические круги также сетуют на то, что такое поражение монархического дела произошло главным образом из-за «волны ложных исторических новостей об Империи, которая за почти полтора столетия приняла масштабы цунами». Однако круг отмечает, что «доля монархистов, рассеянных по всей Бразилии, растет, будь то в группах воинствующих, изучающих и пропагандирующих монархические идеалы, или даже среди разрозненных сторонников», однако этого недостаточно для получения большинства при возможном голосовании.