Выставка Марлена Шпиндлера «Перед праздником»
C 15 ноября 2023 года в залах Музея нонконформизма откроется выставка Марлена Шпиндлера «Перед праздником». Этот проект продолжает цикл мероприятий, направленных на популяризацию творчества гениального художника ХХ века.
В экспозицию выставки «Перед праздником» вошло около 50 произведений Марлена Шпиндлера, созданных в период между 1960-ми и 1990-ми годами. Шесть разделов связаны с различными периодами жизни и творчества мастера. Первую часть составляют ранние произведения 1950-х годов, когда Марлен разрабатывал символическую тему иконных «образов». Его особые «полуабстракции» нередко содержали религиозные символы, а таинственные и аскетичные образы напоминали о древнем искусстве. Марлен Шпиндлер намеренно работал красками, изготовленными собственноручно, следуя традициям древнерусских художников, зачастую используя в качестве основы мешковину и другие материалы.
Отдельный раздел выставки составляют тюремные работы, когда, несмотря на ограниченные возможности, художник продолжал заниматься живописью, а также пейзажи, которые Марлен писал на протяжении всей своей жизни и в любых обстоятельствах.
В конце ХХ столетия к Шпиндлеру пришла известность: состоялось несколько значительных выставок, в том числе организованных Надей Брыкиной. В 1996 году с успехом прошла персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, а в 2010 году в ГЦСИ состоялась презентация трехтомного альбома, посвященного его творчеству.
«Марлен Шпиндлер, выдающийся мастер советского андеграунда, был человеком ярким, с бурной энергией и несгибаемой волей. Мне посчастливилось стать его добрым другом и получить невероятную возможность познакомиться с его произведениями и прикоснуться к архивам. Меня сразу поразила его живописная культура, мощная энергия, исходящая от его работ, его подлинно оригинальное и уникальное искусство. Вот уже 30 лет я “делюсь своим счастьем”, организовывая выставки в России и за ее пределами, выпуская книги, каталоги о творчестве Марлена на разных языках. Также мы создали фильм о художнике, который можно увидеть на выставке», — говорит коллекционер и куратор выставки Надежда Брыкина.
Творчество Марлена Шпиндлера поражает своей мощью и духовной силой. В его лице реализован редкий феномен неповторимой творческой индивидуальности. В работах художника открывается иная реальность, в которой автор соединяется с окружающим миром природы и в то же время тяготеет к символическому обобщению. Неслучайно его фигуративные композиции нередко напоминают спонтанные произведения абстрактного экспрессионизма.
«Когда пишу картину, стараюсь чувствовать себя непосредственно, делать все сразу, “влет”, чтобы чисто было, не замучено. А вообще-то писать нужно, когда увидишь, и чтоб душа перевернулась. Тогда выйдет что-либо», — говорил о своем методе сам художник.
Яркий представитель искусства советского андеграунда, Марлен Шпиндлер родился в 1931 году. Его детство прошло в Самарканде и Ташкенте. Перед Великой Отечественной войной семья переехала в Подмосковье, но детские воспоминания о Средней Азии навсегда остались источником вдохновения для художника. Не менее важную роль в творчестве мастера сыграли памятники русской православной культуры: архитектура, иконопись и фрески, которыми вдохновлялись многие живописцы-шестидесятники. Из-за своего стремления к свободе Марлен провел целых 15 лет в тюрьме и ссылке. Будучи человеком чрезвычайно эмоциональным, категоричным, прямым и требовательным, всегда уверенный в своей правоте, он нередко отталкивал от себя людей. Вероятно, именно по этой причине его произведения долгое время были известны лишь узкому кругу исследователей современного искусства России. Сегодня произведения Марлена Шпиндлера хранятся в крупнейших российских собраниях, в том числе в фондах Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.
«Я считаю возможным поставить творчество Марлена Шпиндлера в единый ряд с такими мастерами русского авангарда, как Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, чьи феномены индивидуальных гениев и создали всю широту “потока” искусства ХХ века», — утверждает Наталия Александрова, заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи и один из крупнейших исследователей творчества художника.
В рамках выставки в Музее нонконформизма пройдет серия встреч и обсуждений.
Даты работы: 15.11.23–15.03.24
Стоимость билета: 200 руб.
Среда — воскресенье, с 15:00 до 20:00
0+
Музей расположен по адресу: Москва, ул. Мясницкая, д. 24/7, стр. 2 (вход с Мясницкой улицы)
Справка для редакторов
Музей нонконформизма открылся в Москве 24 июня 2023 года.
Здесь представлено творчество художников-нонконформистов, их также называют
шестидесятниками.
Это целый культурный пласт, сформировавшийся в эпоху хрущевской оттепели. Они
не присоединились ни к правящей партии и ее официальному искусству —
соцреализму, ни к политическому подполью. В своей изоляции они следовали
собственным художественным поискам.
Основу музея составляет частная коллекция Надежды
Брыкиной, которую она собирает с начала 1990-х. Коллекция не только отличается
высоким художественным уровнем работ, но и строится на глубокой духовной связи
с авторами. «Меня интересовали судьбы художников, мне хотелось бесконечно
всматриваться в их картины, вслушиваться в их необычные рассказы, от которых
душа наполнялась эмоциями, а разум — бесконечными вопросами. Наши отношения
строились на дружбе и понимании», — рассказывает она.
В отличие от многих коллекционеров, опирающихся в основном на аукционные списки
и покупки на западном рынке, Надежда планомерно строит свое собрание, открывая
художников, стоявших подчас особняком даже в искусстве андеграунда, сначала для
себя, а затем и для ценителей русского искусства на Западе. Причем фокус в
основном был направлен на тех нонконформистов, кто, продолжая жить в СССР, а
затем в России, следовал собственным художественным поискам и не присоединился
ни к правящей партии и к ее официальному искусству, ни к диссидентскому
движению.
Миссия музея — способствовать популяризации и пониманию значения термина «нонконформизм» в широком смысле, а также самого искусства нонконформизма 1950–1980-х годов в общемировом художественном контексте.