Выставка Семёна Файбисовича «Разгуляй. Прощание»

Главная » События » Выставка Семёна Файбисовича «Разгуляй. Прощание»

Семён Файбисович

РАЗГУЛЯЙ. ПРОЩАНИЕ 

Семён Файбисович. Кафешка. Из цикла «Ночной Разгуляй». 2015

 

С 21 июня по 25 августа 2022 года в Еврейском музее и центре толерантности состоится персональная выставка Семёна Файбисовича «Разгуляй. Прощание». В экспозицию войдут около 50 произведений художника, большая часть из которых была создана в Москве и ранее не демонстрировалась широкой публике.

 

Будничные, «случайные» образы столицы и ее обитателей стали главной темой творчества Семёна Файбисовича еще в 1980-е, однако каждое десятилетие требовало от художника использования новой оптики, стилистических подходов и созвучных времени технологических решений. Строя композиции на базе аналоговых снимков в начале своего творческого пути, в первые годы XXI века, вернувшись к живописи после 12-летнего перерыва, Файбисович взял на вооружение съемку на мобильный телефон и тем самым предвосхитил современную тотальность цифровой среды, вобравшей в себя все некогда периферийное и скрытое от посторонних глаз.

 

Отличительной чертой творчества Файбисовича является пристальность его взгляда, способного сфокусироваться и выделить нечто особенное в самых банальных, казалось бы, сюжетах повседневности. И хотя имя Семёна Файбисовича прочно ассоциируется с термином «фотореализм», отправной точкой его работ всегда служила не фотография, а реальное жизненное впечатление, под которое и собирался фотоматериал. В результате произведения художника не поддаются какой-либо однозначной дефиниции, находясь в диапазоне от документального снимка до полуабстрактной живописи.

 

Портрет современного города у Семена Файбисовича многогранен. Обращение к теме «маленького человека» не связано у художника ни с какой идеологической повесткой — только со стремлением говорить правду, показать жизнь как она есть. В то же время эта реальность художественно преобразуется, и здесь большую роль играет ракурс и положение человеческих фигур, их взаимоотношение с пространством холста и, наконец, масштаб, при помощи которого самые невзрачные образы подчас приобретают эпическое звучание. 

Ядро экспозиции составят произведения из цикла «Ночной Разгуляй», ставшего последним живописным циклом Файбисовича, посвященным новой Москве и новой России. Картины из серии будут экспонироваться впервые. 

Цикл «Ночной Разгуляй» — заключительная часть проекта «Камбэк», затеянного в 2007 году и посвященного, по словам художника, «выяснению отношений с новой российской реальностью, с новой эпохой, что как раз начала обретать свое лицо». Работа над «Ночным Разгуляем» началась в 2013 году, еще до того, как художник принял решение о переезде в Тель-Авив, и была закончена в 2016-м, ради чего Файбисович специально вернулся на несколько месяцев в Россию. «Эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял», — признается художник.

Время проведения: 21 июня — 25 августа 2022

Место проведения: новое пространство Еврейского музея и центра толерантности

Возраст: 12+ 

Биография

  • Родился в Москве 10 февраля 1949 года.
  • 1966–1972 — студент Московского архитектурного института. После его окончания совмещает работу в проектных организациях с занятиями графикой, а затем живописью (с конца 1970-х).
  • 1979–1988 — архитектор и дизайнер Монументального комбината Худфонда СССР.
  • С 1976 года начинает выставлять работы в подвалах на Малой Грузинской, где осенью 1985-го их замечают нью-йоркские дилеры и коллекционеры.
  • С 1987 года картины художника экспонируются в США, затем в Западной Европе и СССР (России).
  • С конца 1980-х пишет прозу: повести и рассказы публикуются в журналах «Огонёк», «Октябрь», «Знамя», «Литературное обозрение», «Новый мир» и других. В 1993 году начинает выступать как публицист и эссеист.
  • В 1995 году приостанавливает занятия живописью.
  • В 1997-м за повесть «Дядя Адик» получает литературную премию журнала «Знамя». Сборник статей «Русские новые и неновые» — в шорт-листе премии Андрея Белого за 2000 год, роман «История болезни» — за 2002-й.
  • С конца 1990-х выступает с инсталляциями, авторской фотографией и видео-артом. Лауреат премии «Серебряная камера» в номинациях «Архитектура» (2002) и «Лица» (2004).
  • В 2007 году возобновляет занятия живописью, приступая к проекту «Камбэк», в рамках которого написаны циклы «В троллейбусе», «Разгуляй», «Опять метро», «Мой двор», «Собачья жизнь», «Казанский В.» и другие. В 2013–2016 годах работает над циклом «Ночной Разгуляй».
  • В 2015 году эмигрирует в Израиль, где создает проект «Новый мир», используя чисто цифровые технологии.
  • Живет в Тель-Авиве. 

Работы Семёна Файбисовича находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия), Московского музея современного искусства (Россия), Мультимедиа Арт Музея (Москва, Россия), Бирмингемcкого музея и художественной галереи (Великобритания), Фонда Петера и Ирен Людвиг (Ахен, Германия), Художественного музея Зиммерли при Ратгерском университете (Нью-Брансуик, США), Музея искусств в Лодзи (Польша), Кунстхалле Эмдена (Германия), а также в частных коллекциях в Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, России, США и других стран.  

Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» Михаила Гуцериева.