Принцесса Бельгии призывает к сносу статуй Леопольда II и к конкретным действиям Бельгии в отношении Конго

Главная » Новости » Принцесса Бельгии призывает к сносу статуй Леопольда II и к конкретным действиям Бельгии в отношении Конго

 

Принцесса Бельгии Мария Эсмеральда, писательница и активистка, дочь короля Леопольда III, делает колонку в «Брюссель Таймс», в которой высказывается за снос статуй короля Леопольда II, своего прапрадедя. Она указывает, что для нее это первый шаг в процессе возмещения ущерба, который Бельгия должна предпринять в отношении Конго.

Сводная сестра короля Альберта II написала редакционную статью в англоязычном брюссельском журнале «Брюссель Таймс». 42-й номер печатной версии, вышедшей в начале 2022 года, в значительной степени посвящен Леопольду II. «Брюссель Таймс» предоставляет слово бельгийским деятелям, таким как Пьер Компани, отец футболиста Винсента Компани и первый чернокожий мэр в истории Бельгии.

 

Снос статуй - это явление, получившее распространение во всем мире в 2020 году после смерти Джорджа Флойда, вызвавшей протесты и начало движения Black Lives Matter. Во всем мире были обсуждения о прославлении противоречивых фигур истории. В Бельгии наиболее очерняемой фигурой является король Леопольд II, который сделал Конго своей частной собственностью, владением в 77 раз превышающим размеры Бельгии.

«Правление короля было жестоким, даже по меркам империализма XIX века», - пишет принцесса Бельгии Мария Эсмеральда о Леопольде II, который подписывает свою статью именем Эсмеральда де Рети. «Он также был моим двоюродным дедом, и я чувствую, что на мне лежит ответственность присоединиться к растущему числу бельгийцев, которые нарушают табу, рассказывая о колониальных зверствах  нашей страны».

65-летняя принцесса Мария-Эсмеральда объясняет, что скрытый расизм в Европе - это наследие колониального и империалистического периода. «Гнев на статуи понятен. Почему цветные люди должны доверять властям, которые поддерживают памятники колонизаторам и работорговцам? Это могут быть символы, но это нетривиальные детали». По словам тети короля Филиппа, присутствие этих статуй вызывает болезненные воспоминания.

 

«Мы должны убрать эти статуи. Они прославляют людей - и да, все они были мужчинами, - которые все были сторонниками превосходства и вызвали смерть и страдания коренных народов во многих странах Африки, Азии и Америки». Принцесса Мария Эсмеральда идет дальше: «Бельгия также должна извиниться». 

В этом направлении уже сделано несколько шагов, таких как создание парламентского комитета, который должен размышлять над вопросами, связанными с колониальным прошлым Бельгии. Сам король Филипп выразил «глубокое сожаление» по поводу поборов бывшего короля Бельгии во время выступления по случаю 60-летия независимости Конго.

Король Филипп был первым правящим сувереном, ясно выразившим свое мнение по этому поводу. В своей речи, адресованной конголезскому населению и президенту Феликсу Антуану Тшисекеди, он объяснил, что «для дальнейшего укрепления наших связей и развития еще более плодотворной дружбы мы должны иметь возможность говорить друг с другом о нашей долгой общей истории во всех странах».

Король Филипп сказал: «Во времена свободного государства Конго совершались акты насилия и жестокости, которые до сих пор хранит наша коллективная память. Последовавший за этим колониальный период также вызвал страдания и унижения. Я хотел бы выразить свои глубочайшие сожаления в связи с этими прошлыми ранами, боль которых сегодня вновь разжигается дискриминацией, которая все еще присутствует в наших обществах». За несколько дней до этого заявления короля Филиппа принцесса Мария  Эсмеральда публично потребовала, чтобы король высказался по этому поводу. Она сказала La Libre, что «король никогда не смог бы сделать это в одиночку. Но, очевидно, было бы очень сильно, если бы правительство и король делали это вместе».