Королевская семья в кадре: как виндзоры попали в хронику, кино и сериалы

Главная » Видео-новости » Королевская семья в кадре: как виндзоры попали в хронику, кино и сериалы

  

Кадр из фильма «Спенсер» © Kinopoisk 

Байопик «Спенсер. Тайна принцессы Дианы» вышел в России. Это не первая и не последняя киноадаптация событий из жизни королевской семьи. Разбираемся, как и с какой целью британских монархов показывали на экранах в разные годы

Биографическую картину про принцессу Диану снял чилийский режиссер Пабло Ларраин. В прошлом он уже отличился своим видением жизни Джекки Кеннеди, а теперь решил обратить внимание на британскую королевскую семью. Выбор пал на «королеву людских сердец», чью историю до этого много раз рассказывали через разные медиа, начиная с репортажных и заканчивая мюзиклами. Ларраин в своей вольной интерпретации сложной судьбы Дианы особо не пытается рассказать что-то новое. Королевская семья у него предстает в образах настоящих шекспировских злодеев, а сама принцесса, словно в бреду сравнивает свою жизнь с Анной Болейн. Последняя тоже серьезно пострадала из-за королевских устоев и безумия Генриха VIII. Диана в «Спенсер» жертва многолетней домашней тирании монаршей семьи, а ей ведь всего лишь хотелось играть с любимыми сыновьями и заказывать курочку в KFC.

В честь выхода фильма подробно рассматриваем, почему и для чего членов королевской семьи под предводительством Елизаветы II снимали для кинохроники и делали героями художественных фильмов и сериалов.

Немое кино и журналистская пропаганда

В популярном сериале Netflix «Корона» есть несколько сцен, где молодая Елизавета держит в руках камеру и пытается запечатлеть суматоху вокруг. В действительности, у королевской семьи всегда были придворные операторы, имена которых сразу же забывались после их смерти. Появление кинематографа как нового вида медиа в 1895 году сразу заинтересовало общество аристократов, и, впоследствии, саму монархию. Даже, если немного отвлечься от британской королевской семьи, царь Николай II также очень сильно любил кино и периодически устраивал домашние сеансы у себя во дворце.

Бывший глава Российской Империи и Георг V (дедушка Елизаветы II) были двоюродными братьями и, конечно же, разделяли свою любовь к кинематографу. Короля Соединенного Королевства тогда постоянно сопровождали не только фотографы, но и фанаты движущихся картинок. Всё это создавалось в рамках личного архива самой семьи, который только потом детально обнародовали и использовали в документального сериале «The Royal House of Windsor» (2017). Кстати, посмотреть его можно на американском стриминге Netflix.

Репортажная хроника не носила в себе никакой субъективной оценки, а просто следила за публичными выходами королевской семьи. Например, в архивах Библиотеки Конгресса в открытом доступе можно найти разные короткие фрагменты из жизни Виндзоров времен Первой Мировой войны. Принц Эдвард посещает могилу Теодора Рузвельта, Георг V с супругой выходят из церкви или путешествуют в Австралию. Другими словами, с самого начала Виндзоры пытались запечатлеть свою семью на камеру. Только потом кинематограф станет для них лучшим способом пропаганды и промывания мозгов британского народа.

Сама фамилия Виндзор появилась искусственным образом, потому что из-за общественного недовольства Первой Мировой войны и всего немецкого, изначальная Саксен-Кобург-Готская династия не вызывала никакого доверия. Тогдашний король Георг V был вынужден разрушить какие-либо связи со своим прошлым, чтобы сохранить монархию и успокоить британский народ. В то время это можно было сделать только благодаря смене фамилии или несколькими жертвами из других королевских семей (например, отказ Николаю II в убежище), но его наследникам не выдавалось такого относительно легкого шанса.

Совершенно случайно на престол вступает Георг VI, отец нынешней королевы, который никогда в жизни не собирался становиться главной Соединенного Королевства. Он был тихим, послушным, сильно заикался и во всём слушался своего отца. Собственных дочерей, Елизавету и Маргарет, ему хотелось максимально защитить от общественного мнения и позволить вести обычную жизнь. Планы разрушились, когда его старший брат Эдвард отказался от короны из-за женщины и сильной любви. Кстати, это событие потом адаптируют в некую романтическую историю в фильме «МЫ. Верим в любовь» (2011) Мадонны.

  

Кадр из фильма «МЫ. Верим в любовь» © Kinopoisk

За жизнью Георга VI следило множество камер, а сам канал BBC использовался в качестве пропаганды. В архивах British Council доступны разные съемки публичных выходов королевской семьи. Виндзорам важно было показать народу, что они такие же простые и обычные люди, тяжело справляющиеся с ужасными мировыми событиями. В журналистской хронике 1941 года фрагментами запечатлены выходы короля и его супруги к обычным британцам, постоянные рукопожатия с рабочими, посещение заводов и даже хождения по Букингемскому дворцу. Точнее по тому, что от него осталось после бомбежки.

Упомянутые журналистские манипуляции были созданы ради «отбеливания» королевской семьи, возможности показать некую мягкую и человеческую сторону Виндзоров. Тем более, многие все еще помнят об их немецких корнях и Саксен-Кобург-Готской династии. Так в руках самой королевской семьи появляются придворные операторы, которые выступают в роли неких «официальных папарацци». Им разрешают показывать семью из скрытых углов, запечатлевать настоящие эмоции и без страха подходить ко всему творчески. В 1947 году BBC смогли заснять как принцессы Елизавета и Маргарет танцуют и играют с моряками на королевском корабле, идущем в сторону Южной Африки. Только народные волнения послевоенного общества в силу слабой экономики, безработицы и голода посчитали эти сцены не такими уж интересными.

Сами себе режиссеры и первая трансляция коронации

В бытовой жизни королевской семьи теперь стали появляться ручные камеры, дававшие возможность запечатлевать разные моменты из туров по разным странам. Только все эти домашние съемки оставались в личных архивах Виндзоров и никогда не показывались публично. Телевизионные СМИ начали ходить за ними по пятам, папарацци перестали быть официальными, и каждый хотел получить кусочек королевской семьи. Их открытость через кинематограф сама же сыграла с ними злую шутку, которая продолжается и до сих пор.

Чтобы как-то сгладить недоверие британских подданных, королевские личные секретари решили устроить полную трансляцию коронации Елизаветы II. До этого снимали процессию только после всех речей в Вестминстерском аббатстве, а теперь у жителей Соединенного Королевства была возможность увидеть всю церемонию. В итоге коронацию посмотрели около 277 млн. зрителей по всему миру, и это стало визитной карточкой Виндзоров. Было решено транслировать по телевизору самые главные события, в том числе и свадьбы.

Магия кино и телевидения была колоссальной, тем более британцы предпочитали больше сидеть дома. Сами кинотеатры чаще всего пустовали, но никто даже не заикался о том, что надо бы там показать что-то про королевскую семью. Их площадкой стало телевидение, поэтому они и пользовались им много лет ради собственной пропаганды. Цель была донельзя простой — сохранение образа идеальной семьи, скромности, консервативности и счастливой жизни.

В конце 1960-х годах популярность монаршей семьи стала спадать. Этому послужил культурный переворот в британском обществе, где вместо принцев и принцесс появились The Beatles, The Rolling Stones, мода, секс, свобода, наркотики и, конечно же, все больше кино на большом экране. Королевской семье срочно было необходимо найти способ, чтобы возродить интерес и заставить подданных смотреть только на них. Так и появилась идея о создании документального фильма, прародителя реалити-шоу, про один год из жизни Виндзоров. Производством занимался лично принц Филипп с помощью BBC и режиссера Ричарда Каустона. Впервые картину удалось показать в 1969 году на телевидении, но спустя некоторое время она была снята с эфира по желанию самой королевы.

Телевизионная работа канала BBC получила скромное и очевидное название «Royal Family», где съемочную группу пригласили в закулисье королевской жизни. Такого еще никто не делал, и принц Филипп надеялся, что данный фильм сможет показать, насколько Виндзоры похожи на обычных людей. Только зрители восприняли документалку не так тепло, как этого хотелось монаршей семье. В течение всего хронометража фильма (110 минут) практически ничего не происходит: Виндзоры просто путешествуют в другие страны содружества, перебирают бумажки, посещают вечеринки или смотрят телевизор. В итоге, британцы не увидели никакой связи с аристократами и постоянно комментировали праздный и спокойный образ жизни королевской семьи. Похоже, Виндзорам лучше не выступать в роли продюсеров. «Royal Family» до сих пор не разрешают показывать по телевизору, но совсем недавно кто-то слил фильм на YouTube.

 

Постер документального фильма «Royal Family», реж. Ричард Коустон, 1969 © Kinopoisk

Первый художественный фильм о Елизавете II

Сейчас практически невозможно поверить, что когда-то не было ни одного художественного кинопроизведения о королеве Елизавете II. После четырех сезонов «Короны», кажется, что о виндзорской династии снимали постоянно. Однако первая такая работа была сделана английским режиссером Стивеном Фрирзом в 2006 году, где на главную роль пригласил Хелен Миррен, впоследствии получившую «Оскар» за свою актерскую игру.

Речь идет о фильме «Королева», сюжет которого рассказывает о нескольких траурных днях после гибели принцессы Дианы. Медитативная и полная символов картина рассказывает о личной жизни королевской семьи во время одних из самых сложных и неприятных дней в их истории. Вся пресса ополчилась на них, люди резко стали негативно воспринимать деятельность монарха, обвинять в запланированном убийстве и просто ненавидеть. Сценаристом картины выступил Питер Морган, который спустя десять лет благодаря Netflix выпустит сериал «Корона», но пока у него на руках был один текст про нерешительность и полное опустошение самой Елизаветы II во время гибели принцессы Дианы. Только это субъективная оценка, но без какого-либо выбора одной стороны.

  

Кадр из фильма «Королева» © Kinopoisk

Питер Морган берет на себя роль историка и даже социолога, чтобы разобраться в психологических портретах каждого члена королевской семьи. Конечно, самым главным и сложным характером становится Елизавета II, но тут на помощь приходит актриса Хелен Миррен. Давно известно, что общество английских аристократов не способно проявлять человеческие эмоции еще со времени королевы Виктории. Чопорность, скупость, безынициативность и мрачность преследуют людей высшего класса по пятам и не дают расслабиться. Королева у Фрирза и Моргана точно такая же, пытающаяся спрятать свою скорбь. Она копается в карбюраторах, охотится на оленей и просто смотрит на улицу из окна своего дворца. С одной стороны, Елизавета обязана показать свою человеческую сторону народу, но одновременно она должна быть стойким и нерушимым монархом. Просто женщина давным-давно потеряла человечность за все годы правления. Образ сильной королевы опередил характер Лилибет с момента вступления на престол и больше никуда не уходил. Фрирз и Морган пытаются не осуждать ее, а просто показать причины ее нечеловеческого поведения. Всему виной Корона.

Впоследствии стали появляться разные кинематографические точки зрения по поводу гибели принцессы Дианы. Например, «Диана: История любви» (2013) с Наоми Уоттс про романтические отношения после развода, проходной и очень странный мюзикл «Диана: Мюзикл» (2021), а также разные документальные фильмы. Виндзорская династия попала под объективы кинематографистов, и ей некуда больше бежать.

 

Кадр из фильма «Диана: история любви» © Kinopoisk

«Корона» как квинтэссенция королевской киноистории

В 2016 году на Netflix выходит первый сезон «Короны», которая на сегодняшний день разрослась до пяти сезонов (последний в разработке). Шоураннером сериала выступил Питер Морган, уже упомянутый выше, как сценарист «Королевы» Стивена Фрирза. Другими словами, драматург знает, о чем пишет.

«Корона» — это не документалистика и не полностью художественный проект. Это даже не псевдодокументальность, а что-то между журналистикой, театром и кинематографом. Работа над сериалом чересчур огромная, чтобы просто назвать его костюмированной драмой, хотя в качестве маркетинговой компании шоу так и называют. Питер Морган в качестве основы использует архивные газетные статьи, таблоидные сплетни, документальную хронику, комментарии очевидцев, фотографии и, конечно же, любые биографические адаптации. Среди такого количества информации шоураннер старается максимально объективно показать не просто портрет королевской семьи, но и самой Британии, которая в период правления Елизаветы II потеряла свое имперское величие.

Елизавета и Филипп в исполнении Клэр Фой и Мэтта Смита в первых двух сезонах максимально детально показывают уязвимость и чопорность монаршего долга. Человеческие чувства отходят на второй план, а корона становится единственной жизненной целью. Члены королевской семьи всего лишь пешки перед лицом Елизаветы, даже собственные дети. Как в такой ситуации вообще найти в себе эмпатию? Питер Морган сам не знает, поэтому без осуждения и особенной любви показывает Великобританию в течение нескольких десятилетий. Возможно, он чересчур драматизирует, привирает, играет с формами от псевдохроники до студийных фотографий, но пытается запечатлеть каждую деталь и рассказать полную историю.

 

Кадр из сериала «Корона» © Kinopoisk

Виндзоры — это бренд, новогодняя открытка, где вся семья сидит и улыбается, это несвобода, это консерватизм, это бизнес, это ни в коем случае не про семью. Люди всего лишь функции в этом мире. Питер Морган хорошо это понимает, поэтому старается не давать какую-либо оценку самой королеве, ее правлению, которое не смогло спасти Великобританию от краха. Он пытается воссоздать исторические события и посмотреть на виндзорскую династию со стороны.

Однако как бы шоураннер не старался, у него все равно не получается их сделать героями — за королевской семьей тянется тень антагонистов. 

Источник: РБК