SOTHEBY’S LONDON ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕДЕЛЮ РУССКОГО ИСКУССТВА

Главная » События » SOTHEBY’S LONDON ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕДЕЛЮ РУССКОГО ИСКУССТВА

SOTHEBY’S LONDON ПРЕДСТАВЛЯЕТ НЕДЕЛЮ РУССКОГО ИСКУССТВА

– Коллекция неофициального советского искусства 1960–1980-х гг.

– Один из самых крупных и ценных флоральных этюдов Фаберже

– Ранний натюрморт Петрова-Водкина

– Драгоценности российской императорской семьи

Выставка на Нью-Бонд-стрит откроется 26 ноября

Торги пройдут 30 ноября и 1 декабря

НЕОФИЦИАЛЬНОЕ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО


В середине 50-х годов XX века – вскоре после смерти Сталина – в Советском Союзе начался пересмотр культурной политики, за которым последовал период относительной либерализации общественной жизни, известный как «хрущевская оттепель». Советские художники впервые за долгое время получили возможность увидеть произведения, созданные за рубежом: в 1956 году в Пушкинском музее прошла ретроспектива Пабло Пикассо, а годом позже в Москву привезли работы американских абстракционистов. После двух с лишним десятилетий консервативной культурной политики, определявшейся доктриной социалистического реализма, молодому поколению советских художников представился уникальный шанс лично познакомиться с достижениями западного современного искусства.

Выставленная на торги коллекция была приобретена десять лет назад. Это одно из самых крупнейших частных собраний неофициального советского искусства, находящихся за пределами России. Яркие образцы второй волны русского авангарда, входящие в коллекцию, никогда прежде не демонстрировались широкой публике. Специализированный аукцион, накотором будет представлена коллекция, пройдет 1 декабря (полный каталог доступен поссылке).

Центральным лотом торгов станет монументальное полотно Эрика Булатова «Небо и море»(1985 г., эстимейт: £600 000–800 000, см. илл. выше), классический пример позднесоветского периода в творчестве легендарного художника, воплотивший в себе основные теоретические задачи, которые ставил перед собой мастер. Первым делом внимание зрителя неизбежно приковывают к себе два огромных, занимающих почти весь холст слова, но постепенно взгляд проникает вглубь картины, где открывается выход в природу и вечность. Картина «Небо иморе» участвовала в первой зарубежной выставке Булатова, состоявшейся в Цюрихе в 1988году, а позже выставлялась во Франции, Великобритании и США. «Небо и море» также можно было увидеть на масштабной ретроспективе художника, которая прошла в залах Третьяковской галереи в 2006 году.

На торгах в Лондоне будут представлены две важные работы Ильи Кабакова из его знаменитой серии «Десять персонажей». Так, 32 оригинальных рисунка из альбома «Полетевший Комаров» (эстимейт: £150 000–200 000) – это единственная полная версия альбома, когда-либо появлявшаяся на аукционах (в последний раз альбом был продан наSotheby's New York в 2008 году). В рисунках, ставших своего рода продолжением официальной работы художника в качестве книжного иллюстратора, сочетаются элементы литературы и советской послевоенной культуры повседневности. Персонажи Кабакова стремятся возвыситься над сковывающей их советской действительностью. Второй работой Кабакова, выставляемой на торги, станет инсталляция «Композитор» (эстимейт:£250 000–350 000). В 1988 году она была представлена публике навыставке в Нью-Йорке как часть первой масштабной инсталляции мастера.

Еще одним украшением лондонских торгов станет подборка произведений Олега Целкова, охватившая четыре десятилетия творчества видного представителя советского нонконформизма. Среди них –«Мальчик с воздушными шарами» (1957 г., эстимейт: £150 000–200 000),одна из немногих дошедших до нас ранних картин Целкова.

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ВЕЛИКИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Топ-лотом аукциона «Русское искусство», который пройдет 30 ноября (полный каталог доступен по ссылке), станет «Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт:£2 500 000–3 500 000, см. илл. на стр. 1), знаковая картина одного из ярчайших представителей русского искусства XX века, написанная в тот же период, когда было создано знаменитое «Купание красного коня». Это первый натюрморт, в котором можно проследить будущие поиски художника в области пространственных построений. Столешница круглого столика несколько опрокинута влево; над ней почти в невесомости «левитируют» яблоки. Рисунок с головой коня на втором плане – это еще одна точка зрения на натюрморт – художник умел бесшовно соединять в своих работах несколько точек зрения. «Натюрморт с яблоками» былсреди девяти произведений мастера, показанных на Балтийской выставке в Мальмё в 1914году, впоследствии он принадлежал советскому скульптору, бывшему ученику Петрова-Водкина Борису Евсеевичу Каплянскому.

Летом 1912 года Петров-Водкин с женой гостил в имении генерала Петра Грекова по приглашению дочери генерала, студентки Кузьмы Сергеевича. Там, в период активнойт ворческой деятельности, и были выполнены эскизы, этюды и первый вариант «Купаниякрасного коня», для которого позировал генеральский конь Мальчик. В генеральском садуяблоки были, как их описывал в письме к матери Петров-Водкин, «величиною с арбуз»;именно их мы и видим на натюрморте.

На торги также будет выставлено два итальянских вида кисти Ивана Константиновича Айвазовского (эстимейт:£600 000–800 000), увековечивших воспоминания художника о проведенном в Неаполе лете. Несмотря наскромное происхождение, уже к 27 годам Айвазовский достиг как художник практически невероятных высот: его покровителем и заказчиком был Николай I, одну из его картин купил Папа Римский, он был лично знаком и удостоился похвалы от Уильяма Тернера, выставки его работ собирали толпы восторженных поклонников. Несколько лет пропутешествовав по Европе, в июне 1844 года Айвазовский вернулся в Россию в статусе национального героя. Именно тогда, по возвращении в Санкт-Петербург, и были написаны представленные пейзажи.

Мало кто из русских живописцев мог тягаться с Константином Маковским в создании парадных изображений светских красавиц. На этом чрезвычайно интимном портрете изображена Мария Матавтина, последняя муза Маковского; на момент создания картины она была его тайной любовницей, но впоследствии стала третьей женой. Написанная в 1892 году «Лежащая Мария Матавтина» (эстимейт: £200 000–300 000) до сих порнаходилась в коллекции семьи художника, украшая одну из стен парижской квартиры его наследников. Созданный в непростой для художника период, связанный с разрывом отношений в прежней семье, этот эффектно поданный образ словно утверждает важность новых отношений для художника. Именно этот холст Маковский отдал в 1897 году наXXV Передвижную выставку картин, где он экспонировался под таинственным названием«Портрет мадам М.».

Две графические работы, представленные на торгах, увековечили важные событие российской истории. На рисунке Ильи ЕфимовичаРепина «Солнечное затмение» (эстимейт: £80 000–120 000) запечатлен воздушный шар, в котором Дмитрий Менделеев, великий русский ученый, сформулировавший периодический закон химических элементов, поднялся в небо, чтобы наблюдать солнечное затмение1887 года. Будучи пламенным патриотом, Менделеев внес огромный вклад в развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства.

Годом позже Петр Петрович Соколов в мельчайших подробностях зарисовал «Крушение царского поезда 17-гооктября 1888 года» (эстимейт: £80 000–120 000). Железнодорожная катастрофа унесла много жизней, однако император Александр III и члены его семьи, возвращавшиеся поездом с официального визита на Кавказ, остались живы. Рисунок Соколова – это редкий документ события, отображенного преимущественного на фото- и литографиях.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Основными топ-лотами торгов «Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже ииконы» 30 ноября (полный каталог доступен по ссылке) станут три этюда с флоральными мотивами ювелирного дома Карла Фаберже: яблоневый цвет, фиалка и анютины глазки. Однииз самых крупных фантазийных цветов, созданных фирмой Фаберже, в свое время стали знаками привязанности, которые сегодня могут поведать нам историю знаменитых клиентов ювелирной компании.

Великолепный яблоневый цвет из гильошированной эмали, горного хрусталя и нефрита, украшенный драгоценными камнями и датируемый примерно 1900 годом (эстимейт:£150 000–250 000), это один из самых важных и крупных из известных специалистам флоральных этюдов Фаберже, не входящих в Британскую королевскую коллекцию. На вазочке из горного хрусталя нанесен инвентарный номер изделия, купленного четырьмя членами российской императорской семьи в санкт-петербургском отделении фирмы Карла Фаберже в1913 году. Яблоневый цвет был продан за фантастические 800 рублей, в то время как средняя цена на подобные флоральные этюды колебалась тогда в пределах 250–350 рублей. Судя по уплаченной за этюд цене, он, вероятно, предназначался в качестве подарка для матери покупателей – великой княгини Марии Павловны (1854–1920), любившей цветы Фаберже величественной тети императора Николая II.

Позже яблоневый цвет Фаберже входил в коллекцию супруги Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего Марты Бэрд (1895 –1971), после чего им владела Ана-Инес Каркано-и-Морра Астор(1918–1992). Последняя купила изделие в 1973 году, и с тех пор оно не появлялось на публике; текущий владелец предоставил этюд на оценку через сайт Sotheby’s онлайн-платформуSotheby’s.

В лондонском филиале Фаберже продавалась изготовленная в Санкт-Петербурге изящная фиалка (эстимейт: £250 000–350 000). Этот символ«мыслей, занятых любовью» был куплен в Лондоне в 1908 году за 32фунта стерлингов. Фиалка от мастеров Фаберже, произведениями которых восхищались члены британской королевской семьи, с легкостью могла бы стать экспонатом выставки «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции», проходящей сейчас в Музее Виктории и Альберта.

На торгах также представлены драгоценности, некогда принадлежавшие великой княгине Марии Павловне. «Королева Санкт-Петербурга», как часто называли великую княгиню, была поистине выдающейся личностью, которая во времена революции решила во что бы то ни стало сохранить свои великолепные украшения. В 1917 году, когда обстановкав стране накалилась до предела, она, приведя в порядок дела, передала личные вещи на хранение. Среди этих вещей был портсигар Фаберже из золота, позолоченного серебра и гильошированной эмали (эстимейт:£10 000–15 000) и подвесной медальон-яйцо Фаберже из золота и гильошированной эмали (эстимейт: £8 000–10 000). Украшения великая княгиня доверила британскому антиквару Альберту Стопфорду, близкому другу дома Романовых, который специализировался на изделиях Фаберже и Cartier. После смерти Марии Павловны украшения были переданы на оценку в ювелирный дом Cartier и помещены в фирменные футляры. Футляры украсила корона греческой королевской семьи, поскольку драгоценности перешли кдочери Марии Павловны великой княжне Елене Владимировне, принцессе Греческой иДатской.

Еще одним важным лотом лондонских торгов станет редкая ваза производства Ленинградского государственного фарфорового завода им. Ломоносова, расписанная в 1932 году (эстимейт:£20 000–30 000). На круговой композиции акробаты и танцоры прыгают и кружатся на фоне абстрактных и геометрических мотивов. Ваза, отсылающая к кубистским образам раннесоветского агитфарфора начала 1920-х годов, являет собой редкий образец использования визуального языка русского авангарда в 30-х годах.

Об аукционном доме Sotheby’s

Основанный в 1744 году аукционный дом Sotheby’s является мировым лидером в области искусства и предметов роскоши. Sotheby’s создает условия для продвижения, экспертной оценки и сохранения  изобразительного искусства и раритетов посредством аукционных торгов и каналов прямой продажи, которые включают частные продажи, электронную коммерцию и розничную торговлю. Наша надежная глобальная торговая площадка работает на лучшей в отрасли технологической платформе, с нами сотрудничают специалисты из 40 стран, представляющие 50 категорий, такие как: современное искусство, импрессионисты и искусство XX века, старые мастера, китайские произведения искусства, ювелирные изделия, часы, вино и алкогольные напитки, интерьеры и многие другие.