ГАЛЕРЕЯ ЭРИТАЖ | «АНТОЛОГИЯ БЕДНОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ. ДИАЛОГ РОССИИ И ИТАЛИИ»

Главная » События » ГАЛЕРЕЯ ЭРИТАЖ | «АНТОЛОГИЯ БЕДНОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ. ДИАЛОГ РОССИИ И ИТАЛИИ»

«Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии»

Проект онлайн «BRAFA in the galleries» 27.01.21 – 31.01.21

Галерея «Эритаж», Москва 19.02.21 – 14.04.21

Кураторы: Кристина Краснянская, Зарина Тайц

27 января 2021 года галерея Эритаж открывает новый сезон экспозицией «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». Выставка станет своего рода сравнительным анализом эстетики бедного на примере представителей итальянского художественного течения Арте Повера и российских участников выставки “Русское бедное». В экспозицию также войдут предметы дизайна 1970-х годов, созданные под влиянием Арте Повера. Дата открытия выставки приурочена к запуску BRAFA in the galleries - онлайн проекта Брюссельской ярмарки искусства BRAFA, созданного в поддержку постоянных участников события. Для Heritage это станет третьим выпуском ярмарки, в котором она примет участие. Проект сначала будет представлен на сайте BRAFA с 27 по 31 января, а выставка в московской галерее откроется в обычном формате с 19 февраля по 14 апреля.

Продолжая цикл выставок, посвященных взаимодействию и переосмыслению знаковых международных арт-движений ХХ века в преломлении с русским искусством, галерея на этот раз покажет проект, посвященный известному движению arte povera, возникшему в Италии и существовавшему в 1960-х -1970-х гг. Своему термину это художественное течение обязано куратору и арт-критику Джерману Челанта, который в 1967 году обозначил таким образом новую эпоху итальянского искусства, объединив на организованной им выставке под названием «Arte Povera e IM Spazio” в Генуе художников из Рима, Турина, Милана и Генуи. Художники «арте повера», несмотря на экономический бум в Италии в конце 1950-х гг., сознательно выбирали «бедные материалы», стремясь декоммерциализировать искусство, вывести его за пределы рынка и галерейного бизнеса, стараясь освободить творческий процесс от ограничений традиционных форм и художественного пространства. На протяжении ХХ века в итальянском искусстве то и дело появлялись реакционистские движения, начиная с итальянского футуризма – авангардного течения, которое стало реакцией на развитие индустриализации и дало возможность художникам находить новые творческие методы, до анти-авангардной метафизики Джорджо Де Кирико и его соратников, отрицавших технологический прогресс как средство, некий импульс для развития культуры и искусства, настроенных по сути анти-технологически. Их последователями оказалась целая плеяда послевоенных художников, среди которых были Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони и др. Таким образом именно идеи последних отразились в творчестве художников «арте повера». Вместе с промышленным и экономическим подъемом в Италии в 1950-1960-х гг происходило резкое развитие потребительской культуры, которые и стали основными предпосылками развития «арте повера». Художники сопротивлялись всеобщей направленности на коммерциализацию, отрицали ценности сложившейся культуры, и сознательно использовали индустриальные материалы, ведя диалог между природой и индустрией. Ведя социальный и политический диалоги, художники «арте-повера» верили в искусство как в серьезный инструмент социального воздействия. В то же время их произведения имели отсылку к культурному и историческому прошлому Италии как колыбели гениев мирового искусства. Основными представителями этого движения становятся Джузеппе Пеноне, Микельанджелло Пистолето, Янис Куннелис, Марио Черолли и многие другие. Движение было достаточно коротким, просуществовавшим с 1960-1979 г, однако, несмотря на это произведения художников «арте-повера» находятся сегодня в собраниях ведущих музеев мира и самых престижных не только итальянских, но и мировых частных коллекциях, которые так отрицали представители «арте-повера».

Не могли художники «арте-повера» остаться в стороне и от предметной среды. Объекты мебели, керамические скульптуры, опыт работы художников движения «арте-повера» с театром и кино – все это покажет галерея «Эритаж» в рамках грядущей выставки. Как галереяразвивающая тему коллекционного дизайна в России, Эритаж представит также «бедную» мебель, ставшую сегодня уже предметом функционального искусства. Такой узкой и редкой теме, как дизайн «арте-повера», кураторы выставки уделили отдельное внимание. Так в экспозиции примут участие объекты мебели скульптора и дизайнера Урано Пальмы, чьи скульптуры украшают музейные собрания Италии и Кореи, а объекты мебели находятся в международных коллекциях; функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, который играл активную роль в дебатах об «анти-дизайне», отрицая консьюмеризм и функциональную ценность в дизайне во имя акта творчества; уникальная мебель Марио Черолли «мобиле делла валле», созданная специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини в 1967/1977 гг, керамические объекты гениального скульптора и керамиста Альфонсо Леоне 1970-х гг, который в 1960- е и 1970-е внес большой вклад в сохранение традиционных техник через экспериментальный, новаторский подход в скульптуре и керамике и работы Карло Заули, известного под псевдонимом «бьянко Заули» за свою монохромность или как «скульптор ваз» за монументальность, которую он придавал такому материалу, как керамика.

Термин «русское бедное», по аналогии с итальянским «арте-повера» ввел в обиход известный куратор Марат Гельман в 2008 году. Под таким названием открылась выставка в Музее современного искусства в Перми и этот термин тут же закрепился за художниками этого круга. На тот момент участников насчитывалось 38 человек, среди них были Валерий Кошляков, Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Александр Косолапов, Хаим Сокол, Николай Полисский и многие другие. «Настоящим прорывом стала выставка «Русское бедное» в Перми- начало первого настоящего музея современного искусства в России» - писала пресса после открытия. Как и итальянцы, русские художники не имели общего манифеста и почти не работали коллективно. В отличие от итальянского радикального искусства второй половины 1960-х годов, остро реагирующего на политический, экономический и социальный курс в стране, русское бедное – это неофициальное искусство, которое вышло из укрытия после распада Советского Союза. Если в Италии «арте повера» - это протест, подчеркнутое пренебрежение мастеров внешней репрезентативности их произведений мыслилось инструментом, позволяющим вывести искусство из сферы влияния властных структур и законов рынка, то «русское бедное» чувствовало себя очень органичным искусством в андеграундной среде, где каждый делал что-то на коленке из подручных материалов, сидя на кухне. Художники, не имея большого выбора, работали с «бедными материалами», создавая поистине концептуальное искусство.

«Русское бедное» это еще всегда и лаконичное искусство, так называемая аллюзия к минимализму в силу ограниченности используемых материалов, что дает ассоциацию «русского бедного» с чистотой высказывания. Как и итальянские коллеги художники используют то, что консьюмеризм «преработал», и цивилизация исторгла, обращаясь практически к выброшенным на свалку материалам: скотч, гофрокартон, железо, старые предметы и вещи.«Русское бедное» сегодня принадлежит, безусловно, к антигламурной культуре, что объединяет его с итальянским искусством, и заостряет социальный конфликт внутри. А еще «русское бедное» - это искусство очень созвучное истинному русскому характеру.. «Я же вижу, насколько русский человек в отвязном состоянии неаккуратен – он возьмет здоровый молоток, топор, кувалду и ляпает…. В целом мы народ все-таки бедный, каким же нам искусством еще заниматься..»- считает один из главных идеологов и художников этого направления Николай Полисский. Для проекта в галерее Эритаж Полисский представит созданные специально для выставки деревья-колонны, символизирующие отсылку к классической, грандиозной итальянской архитектуре через природные материалы. Хаим Сокол представит уникальные объекты для бельгийских коллекционеров, вновь обращаясь к теме исчезновения и утраты связей между людьми, он создаст «мертвые пиьма»- объекты в виде писем с реальными текстами бельгийских солдат времен Первой Мировой Войны. Сергей Шеховцов, еще один яркий представитель «русского бедного», в своем творчестве переформулировал скульптуру, лишив ее родового пафоса. Он создает архитектурные шедевры из поролона, показывая мир как синтетическую иллюзию и тотальную готовность к мутации. Для выставки в Эритаж онсоздаст стаю бездомных собак, отринутых обществом, но все же являющихся неотъемлемой его частью.

«Эта выставка является как никогда актуальной, обращая каждого из нас как бы «внутрь», внутрь себя, общих социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом сегодня. И заставляющих тем не менее по-своему решать эти проблемы внутри.. Выставка концептуальнвя, многослойная и многосмысловая. Это рассказ и об аутентичности русского «бедного искусства», о его собственном культурном коде и в то же время о проникновении художественных и философских идей и течений ХХв в Россию.. А еще это удивительно тонкие и рафинированные, лаконичные, эстетские работы итальянских представителей «арте повера», которые завоевали мировой арт-рынок и для которых, как мне кажется, готовы наши коллекционеры.» - говорит куратор и владелица галереи Кристина Краснянская.В выставке «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии» примут участие также работы таких ярких представителей «русского бедного» разных поколений, как Валерия Кошлякова, Сергея Шеховцова, Николая Полисского, Александра Бродского, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина и др.

Представитель BRAFA в России:Екатерина де Рошамбо-Лимонад +7 916 145 89 60 / k.limonad@mail.ru

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:Анна Свергун, Наталия Воробьева, Антон Мириманов

8(905)544-18-83

artpr@svergun.ru/ a.svergun@gmail.com/ vorobiova71@gmail.com/ anmirim@yandex.ru