Chateau de Versailles: post scriptum

Главная » Статьи » Chateau de Versailles: post scriptum

Chateau de Versailles: post scriptum 

В продолжение статьи о Версальском дворцово-парковом ансамбле, опубликованной в ROYALS magazine 2016/№1 (Король дворцов, дворец королей), размещаем на нашем сайте материалы, не вошедшие в журнал.

Топонимика

Наиболее вероятной представляется версия о происхождении названия «Версаль» от галльского словосочетания, которое можно перевести как «над болотом». Во Франции имеется несколько населенных пунктов с созвучными наименованиями, причем большинство из них расположено именно в болотистой местности.

По другой версии топоним «Версаль» восходит к галло-романскому слову «versus» - «противоположный чему-либо». А в старо-французском языке слово «versail» обозначало возделанную целину, обработанные неугодья.

За пределами Франции

Крупнейший и красивейший в Европе Версальский дворцово-парковый ансамбль, ставший ярким средством выражения абсолютной власти короля Людовика XIV, определил стиль жизни высшего света Европы на целый век, а отголоски его влияния прослеживаются и в более поздние времена. Он послужил образцом для ряда парадных резиденций монархов и аристократов Европы. По образу и подобию Версаля созданы Петергофский, Константиновский и Царскосельский дворцово-парковые ансамбли под Петербургом, усадьбы Кусково и Останкино в Москве и Архангельское в Подмосковье, королевские дворцы в Казерте (Италия), Аранхуэсе (Испания) и Келуш (Португалия), Хэмптон-Корт, Бленхейм и Чатсворт в Англии, Хет Лоо в Нидерландах, Шенбрунн и Бельведер в Австрии, Шарлоттенбург, Сан-Суси, Нордкирхен, Херренхимзее, Херренхаузен, Линдерхоф, Цвингер, Гроссейдлиц в Германии и другие.

Философия французских садов

Регулярные сады зародились в Италии в эпоху Ренессанса, но наивысшей степени своего развития достигли во второй половине XVII века во Франции. Они стали одним из выразительных средств эпохи барокко, воплотили веру в человеческий разум, противопоставляемый иррационализму хаоса, и послужили символом подчиненности природы законам разума в духе философии Рене Декарта.

В период абсолютизма идея богоизбранности и недосягаемости королевской власти получила выражение в подавляюще пышных садах и парках. Их перспективы открывали неоглядные дали и создавали впечатление безграничной глубины пространства. Сады и парки стали уже не столько воплощением потаенной мечты о небесном рае, сколько воплощением «зеленой архитектуры», в основе которой лежат геометрически правильная, симметричная,  математически точно рассчитанная планировка, использование законов перспективы, безукоснительное подчинение растений воле и замыслам человека, создание совершенных форм мира природы в соответствии с законами геометрии и человеческого разума.

 

Самые известные обитатели Версаля:

Людовик XIV

Годы жизни: 1643-1715. Годы правления: 1643-1715.

Представитель династии Бурбонов, являющейся младшей ветвью дома Капетингов. По отцовской линии (Людовик XIII) – внук французского короля Генриха IV и Марии Медичи, по материнской линии (Анна Австрийская) – внук испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской). Супругой короля в 1660 г. стала его двоюродная сестра, испанская инфанта Мария-Терезия Австрийская (1638-1683 гг.), в браке с которой у них родилось 6 детей. Правил 72 года (с учетом периода регентства) – дольше, чем любой другой монарх Европы. Ему на смену пришел не сын или внук, а правнук.

Один из наиболее исторически значимых французских монархов, при котором  абсолютизм достиг своего высшего развития. Еще при жизни получил прозвища «Король-Солнце» (le Roi Soleil) и «Великий» (Louis Le Grand). Именно ему приписывают знаменитое выражение «L`Etat – c`est  moi!»( Государство – это я!). Период его правления представляет собой апогей так называемого Великого века, начатого его дедом и продолженного отцом.

Вступил на престол в возрасте пяти лет, и роль регента при малолетнем короле фактически выполнял видный государственный деятель Джулио Мазарини, бывший убежденным сторонником укрепления абсолютной монархии. В детстве Людовику XIV пришлось пережить непростой для страны период Фронды (1648 – 1652 гг.) – широкого народного движения, направленного против произвола королевской администрации. Характерно, что участниками Фронды являлись не только массы простонародья, но и значительная часть аристократии («Фронда принцев»). Однако с завершением этой «смуты» и даже после смерти всесильного Мазарини, королевская власть во Франции не только не ослабла, но еще более усилилась, что стало следствием политики уже самого молодого монарха.

Современники и историки оценивают личность Людовика XIV довольно противоречиво. Он, безусловно, был опытным политиком и талантливым дипломатом. В годы его правления был проведен ряд масштабных реформ, направленных в целом на централизацию государства и упрочение безграничной королевской власти: происходит унификация законодательства; учреждается постоянная полиция; реформируется и перевооружается армия (на тот момент крупнейшая и наиболее боеспособная в Европе); создаются Академия наук, Академия живописи и скульптуры, ряд военных школ для дворянства. Активно развиваются наука и искусства.

Экономическое развитие Франции также долгое время было довольно успешным: по инициативе талантливого министра Жана-Батиста Кольбера были созданы так называемые «королевские мануфактуры», крупные торговые компании (Ост-Индская, Вест-Индская, Левантийская), наблюдался рост промышленности и торговли. Франция активно осваивала заморские колонии.

В то же время, внешняя политика Людовика XIV отличалась экспансионизмом. Из 54-х лет его самостоятельного правления 32 года Франция воевала. Дипломатия Короля-Солнце оказывала влияние на большинство европейских дворов, а сам он претендовал на роль «всеевропейского монарха».

Однако французскому народу пришлось дорого заплатить за стремление короля к подобному величию. Непомерные аппетиты двора и произвол королевских чиновников в конечном итоге разорили страну. При Людовике XIV во Франции сохранялись остатки крепостничества, население было задавлено постоянно растущими налогами, целые провинции разорялись королевскими интендантами и откупщиками, вновь были начаты религиозные гонения на протестантов-гугенотов (300 тысяч которых, спасая свои жизни, были вынуждены бежать из Франции). К концу правления Людовика Великого государственная казна оказалась почти пустой, а народные выступления возобновились с новой силой. Вот почему, по свидетельству современника, после смерти Короля-Солнце «во всем Париже едва ли нашлась и пара человек, пожелавших заказать частную мессу за упокой его души». Тем более символичны слова мудрого священника, прозвучавшие на похоронах самого короля: «Только Бог велик». Так что у великолепной, яркой и блистательной эпохи Людовика XIV была и другая сторона – «обратная сторона Солнца».

 

Людовик XV 

Годы жизни: 1710-1774. Годы правления: 1715-1774.

Будучи правнуком Людовика XIV, унаследовал престол по причине безвременной смерти сначала своего деда, а затем и отца. Роль регента при юном короле выполнял его дядя, герцог Филипп Орлеанский – по свидетельству современников, человек буйного нрава, жадный до развлечений, денег и роскоши. Вероятно, эти черты характера отчасти передались и молодому королю – во всяком случае, приступив в возрасте 16-ти лет к самостоятельному правлению, Людовик XV не проявлял ни явных политических талантов, ни интереса к политике, погрузившись главным образом в роскошную жизнь двора и любовные интриги. Король обожал балы и охоты, покровительствовал театру. В 1725 г. Людовик XV вступил в брак с Марией Лещинской (1703-1768 гг.), дочерью бывшего короля польского и великого князя литовского Станислава, которая родила ему 10 детей.

Период царствования Людовика XV был отмечен всплеском фаворитизма, это время часто называют «галантным веком». Королевские «метрессы» (наиболее известными из которых были маркиза де Помпадур, а затем графиня Дюбарри) получили практически официальный статус и зачастую оказывали влияние (не всегда благотворное) на принятие тех или иных государственных решений.

Сам  Людовик XV известен как крайне посредственный правитель: его политические действия часто бывали непоследовательными, экономическая ситуация во Франции при нем продолжала ухудшаться. Старые феодальные порядки и привилегии искусственно сохранялись, обнищание народа росло, а расходы королевского двора при этом достигали 20% бюджета страны. Время для необходимых реформ фактически было упущено.

Своего рода апофеозом бездарной политики Людовика XV стал проигрыш Франции в Семилетней войне (1756 – 1763 гг.) против Англии и Пруссии, в результате которой страна лишилась военного флота и большинства своих колоний (в том числе Канады и владений в Индии). Сам Людовик XV после одного из проигранных сражений произнес фразу, ставшую вскоре знаменитой: «Apres nous le deluge» («После нас – хоть потоп»). Впрочем, некоторые приписывают эти слова его фаворитке мадам Помпадур – но в любом случае они как нельзя лучше характеризуют стиль и саму суть правления этого монарха.

 

Людовик XVI 

Годы жизни: 1754-1793. Годы правления: 1774-1792.

Последний представитель династии Бурбонов на французском престоле в предреволюционную (и революционную) эпоху. Являлся внуком Людовика XV, получил неплохое образование и всю жизнь занимался самообразованием. Увлекался идеями Просвещения, очень любил физический труд, сам занимался слесарным делом (изготавливал шкатулки, сейфы и т.п.), в шутку называя себя «король-подмастерье». Людовик XVI, по свидетельствам современников, отличался честностью, обаянием и простотой в быту, но в то же время был нерешителен и поддавался влиянию своего окружения.

Когда он вступил на престол, ему досталась фактически разоренная страна. Молодой король пытался всеми возможными средствами исправить ситуацию: он отказался от 24 миллионов ливров, традиционно полагавшихся ему на коронацию, передав их в казну; отменил варварские средневековые пытки при допросах; при нем в Париже было построено несколько тысяч новых зданий и город приобрел славу «образцовой столицы» и т.д. Однако, не смотря на усилия Людовика XVI, кризис феодально-абсолютистской системы («Старого порядка») уже невозможно было предотвратить. Государственный долг Франции к 1789 г. достиг астрономической суммы – 4,5 миллиарда ливров, и монархия оказалась на грани финансового, а затем и политического банкротства.

После взятия народом Бастилии (14 июля 1789 г.) и начала Великой Французской буржуазной революции король выбрал нерешительную и зачастую противоречивую линию поведения: сначала формально поддержал некоторые требования революции, затем пытался противодействовать ей, наконец, попытался бежать из Франции, спасая жену и детей – но по нелепой случайности (малолетний сын таможенника узнал его по изображению на монете) был схвачен и вскоре лишен власти. Вся семья была арестована, а кампания по дискредитации монархии приобрела невиданный размах.

Вскоре король был предан суду революционного Конвента и большинством в 53 голоса обречен на казнь. 21 января 1793 г. на площади Революции при огромном стечении народа Людовик XVI был гильотинирован. Смерть он встретил стойко. В последние минуты жизни, поднявшись на эшафот, Людовик спросил у палача: «Братец, скажи, что слышно об экспедиции Лаперуза?» (французская морская экспедиция, след которой незадолго до того был потерян).

 

Мария-Антуанетта

Годы жизни: 1755-1793.

Урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская, младшая дочь императора Священной Римской империи германской нации Франца I и Марии-Терезии. Супруга Людовика XVI с 1770 г. Их брачный союз был решением политическим, но никак не сердечным – две враждебные монархии таким образом пытались закрепить мир между собой. Искренних и глубоких чувств между молодыми супругами долгое время не возникало, что не помешало Марии-Антуанетте родить королю четверых детей (двое из которых умерли во младенчестве).

По отзывам современников Мария-Антуанетта была довольно хороша собой (о чем свидетельствуют и ее портреты) и отличалась легким нравом. Однако ее безудержная страсть к роскоши дорого обходилась казне (одних лошадей в ее личной конюшне содержалось 1600). Французский народ, сразу невзлюбивший «австриячку», прозвал ее «мадам дефицит», обвиняя в своих бедствиях. Ей также приписывались многочисленные любовные интриги (хотя факты не подтверждают подобных обвинений).

С началом революции Мария-Антуанетта разделила судьбу своего мужа. Улицы Парижа в это время были наполнены памфлетами и пасквилями, очернявшими королеву. До сих пор ей часто приписывают довольно циничную фразу, якобы брошенную в сторону толпы бедняков, пришедших к королевскому дворцу с криками «Хлеба!»: «У них нет хлеба? Пусть едят пирожные (дословно -brioche)». Дело в том, что по закону тех лет, французские пекари, если кончался дешевый хлеб, обязаны были продавать по его цене brioche (сдобные булки). Таким образом, сам смысл фразы (если она вообще была произнесена) сильно меняется. Другими словами, истинный смысл слов королевы таков: почему же пекари не продают людям сдобный хлеб по цене простого, как это должно быть по закону?

Мария-Антуанетта была казнена 16 октября 1793 г.  Перед этим над нею состоялся громкий судебный процесс, поражавший даже некоторых противников монархии нечистоплотностью выдвинутых против подсудимой обвинений.  И перед судьями, и на эшафоте Мария-Антуанетта вела себя в высшей степени достойно. Последними словами королевы была фраза «Простите, месье, я не нарочно» (она наступила на ногу палачу).

Детей казненной королевской четы ожидала разная судьба: дофин Луи-Шарль (не правивший Людовик XVII) скончался в тюрьме Тампль от туберкулеза, в возрасте десяти лет; старшей дочери (принцессе Марии Терезе Шарлотте) посчастливилось пережить ужасы революционного террора.

 

Последние прогулки короля

Известный художник, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа (1870-1960 гг.) в конце XIX века создал обширную серию акварелей под названием «Последние прогулки Людовика XIV», на которых изображен стареющий король, совершающий в сопровождении немногочисленной свиты моцион по различным уголкам Версальского парка в любую погоду. «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания... Я буквально не выходил из какого-то восторженного опьянения. Меня неодолимо тянуло в парк, и я находил в нем неисчислимое множество возбуждающих мотивов» – писал художник.

В целом «версальское» наследие А.Н. Бенуа насчитывает более шестисот рисунков, акварелей, пастелей, гуашей, гравюр и полотен. Художник очень сильно любил этот дворцово-парковый ансамбль, называл его «божественным». «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть» – признавался он.

 

Ралдугин Д.В., Анциферов А.В

 

Официальный сайт Версаля: www.chateauversailles.fr